Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в рамках статьи «Ұлы даланың жеті қыры» («Семь граней Великой степи») коснулся необходимости формирования нового подхода в модернизации исторического сознания.
Как известно, под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества.
Следовательно, историческое сознание – это оценка прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей.
Тем самым общности людей (народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени во всех его трех состояниях – прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей – народу или нации.
Глава государства отметил: «За годы Независимости проведена большая работа по изучению прошлого нашего народа – успешно реализована программа «Мәдени мұра», которая позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Однако многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру».
Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, культур и религий. Кочевые народы, населявшие бескрайние степи Евразии, отличавшиеся гибкостью мышления и веротерпимостью, в течение тысячелетий заимствовали и творчески переосмысливали философские и религиозные учения, стекавшиеся сюда со всех концов света. На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Древние тюрки, обожествляли небо и исповедовали культ Тенгри.
Степная демократия создала два уникальных явления традиционного казахского общества – институт биев и батыров. Авторитет биев представлял собой сплав народной мудрости, практического опыта и высших законов совести. Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би, участвовавшие в создании законодательного памятника «Жеті-Жарғы», вошли в историю как выдающиеся государственные деятели степи. Батыры – это особая социальная группа людей, которая оставила глубокий след в истории Казахстан Богенбай-батыр, Кабанбай батыр, Райымбек-батыр, остались в народной памяти на века.
В своей статье Елбасы указывает на необходимость через средства массовой информации пропагандировать исторические и культурные ценности: «В современном мире огромное место в историческом самопознании народов занимает киноискусство. В массовом восприятии яркие кинообразы порой играют более значимую роль, чем документальные портреты в фундаментальных научных монографиях. Поэтому в ближайшее время необходимо запустить в производство специальный цикл документально-постановочных фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин, демонстрирующих непрерывность цивилизационной истории Казахстана».
Таким образом, стоящие перед казахстанцами задачи духовной модернизации в русле общенациональной программы «Рухани жаңғыру» получают новое осмысление, а процесс реализации модернизационных проектов должен мобилизовать казахстанцев во имя достижения общих интересов, способствовать укреплению авторитета страны на международной арене как состоявшегося государства с уникальной историей, богатой культурой, бытом и традициями.
Кандидат политических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова Калиев И.А.