Курбатова Надежда Константиновна, зав. научно-библиографическим отделом научной библиотеки им. акад. С. Бейсембаева ПГУ им. С. Торайгырова

Бораналинова Айгуль Канатбаевна, библиограф высшей категории научно-библиографического отдела научной библиотеки им. акад. С. Бейсембаева ПГУ им. С. Торайгырова

Библиографическая реклама – реклама традиционной и электронной книги (источника знания) средствами библиографической информации, презентации документов, их коллекций, документных фондов; трансляция книжной культуры; обеспечение интеллектуального доступа к фиксированным текстам, в том числе входящим в библиотечные фонды.

Борисова О. О., профессор Орловского гос. института искусств и культуры


Реклама и библиотека – эти два понятия в настоящее время стали неразрывны. Некоторые коллеги склонны считать, что рекламная деятельность библиотек зародилась в последние десятилетия прошлого столетия. Анализируя же деятельность библиотек за всю историю их существования, мы можем наблюдать рекламную деятельность в различных её проявлениях. Как библиографы, обращаем внимание на библиографические пособия (первыми в этом ряду можно назвать библиографические пособия книгоиздательской (торговой) библиографии, а также биобиблиографические указатели, которые рекламируют творческую и научную деятельность персоны).

Дефиниция термина библиотечная реклама звучит следующим образом: «...реклама библиотеки – информация о библиотеке, ее фондах и возможностях с целью повышения популярности библиотеки» [1, с. 103].

Далее авторы статьи попытаются показать сущность данной дефиниции на примере деятельности научной библиотеки им. академика С.Бейсембаева Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова (НБ ПГУ им. С. Торайгырова).

То что библиографическая продукция является средством информации о фондах библиотеки ни у кого не вызывает сомнений, и это первое, что отмечает любой специалист библиотечного дела, а также читатели библиотеки. НБ ПГУ им. С. Торайгырова издаёт рекомендательные и научно-вспомогательные указатели различной тематики: «Сарыарқа-кең байтақ өскен елім», «Книга в жизни замечательных людей», «Дүниетанымдағы қазақ жыраулар мұрасы=Миропредставление казахских жырау».

Как видно из данного перечня, библиографические пособия раскрывают содержание документного фонда НБ ПГУ им. С. Торайгырова по истории, науке и культуре Павлодарского Прииртышья, Казахстана. И это можно проследить по библиографическим изданиям любой библиотеки.

Универсальными источниками информации о пополнении фонда НБ ПГУ им. С. Торайгырова являются издания текущей библиографии – бюллетень «Новые книги» и «Ежегодник книги НБ». Их мы представляем читателям в печатном и электронном виде на просмотрах новых поступлений, т.о. рекламируем эти документы.

Информация о фонде библиотеки это и информация о самой библиотеке, но существуют библиографические пособия, цель которых – рассказать о библиотеке, библиотекарях. Из репертуара наших библиографических пособий можно назвать библиографический указатель «Шелест страниц». В нем представлена библиографическая информация о публикациях сотрудников НБ ПГУ им. С. Торайгырова. В 2007 году к 75-летию со дня рождения известного библиотечного деятеля Павлодарской области издан биобиблиографический указатель «Е. И. Гришина». Подобные издания служат рекламой и библиотеки, и библиотечной профессии.

Библиографические пособия являются рекламой библиотеки и в том случае, когда осуществляется межбиблиотечный обмен ими. Так, указатели серии «ПМУ ғалымдары=Ученые ПГУ» и некоторые тематические получили несколько школьных и сельских библиотек нашей области, а библиографический указатель «Қазақ елінің ғылыми тұлғалары=Лидеры науки земли казахской» и «Указатель содержания журнала «ПМУ хабаршысы=Вестник ПГУ» получили не только библиотеки города Павлодара, но и многие вузовские библиотеки Казахстана, а также Национальная библиотека и Национальная академическая библиотека Республики Казахстан.

В своей справочно-библиографической деятельности мы используем библиографические пособия таких библиотек как ОУНБ им. С.Торайгырова г. Павлодара («Павлодар облысында ... жылы аталып өтілетін және еске алынатын күндер=Знаменательные и памятные даты Павлодарской области на ... год»), («Крестьянские (Фермерские) хозяйства Павлодарской области»), («Экология Павлодарской области»), ЦГБ им. П. Васильева г. Павлодара («По улицам Павлодара»), ЦГБ г. Экибастуза («Человек в городе: экологические проблемы современного города»), Западно-Казахстанской ОУНБ им. Ж. Молдагалиева («Бөкей ордасы тарихынан=История Букеевской орды»), НБ Актауского государственного университета им. Ш. Есенова («Сокровища столетий Мангистау»), библиотеки Северо-Казахстанского государственного университета («Ғабит Мүсірепов=Габит Мусрепов»), библиотеки Алматинского института энергетики и связи («Қазақстан энергетикасы=Энергетика Казахстана»).

То, что библиографические пособия рекламируют возможности библиотеки, на наш взгляд, подтверждается использованием современных технологий. Например, в сети Интернет Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека представила свой библиографический указатель «Писатели-Лауреаты Международных премий», ознакомившись с ним и оценив его информационную значимость, и уже выполнили с его помощью библиографические справки. Среди репертуара библиографических пособий в НБ ПГУ им. С. Торайгырова есть указатели и на СD, например, «Беспалова Галина» (сост. Т. А. Абельдинова, НБ ПГУ им. С. Торайгырова). Указатель имеет звуковое сопровождение.

Использование компьютерных технологий расширяет возможности библиографических пособий как рекламного средства конкретной библиотеки и достижений в области библиотечного дела. Наша задача, в частности библиографов, как можно активнее использовать эти возможности.

Авторы статьи надеются, что библиотекари, занимаясь рекламной деятельностью, будут помнить о библиографических пособиях – верном рекламном средстве.

Литература :

1 Библиотечное дело: терминологический словарь. – М., 1997. – 214 с.

2 Борисова О. О. Реклама в библиотеке : учеб.-практ. пособие. – М. : ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. – 216 с.