Г. К. АМАНОВА

г. Павлодар, Научная библиотека им. С. Бейсембаева Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова

Тысячи книг и статей написаны о литературе, и лишь единицы – о ее чтении. А ведь эти явления неразделимы. Книга без чтения - это мертвая груда бумаг. Чтение без литературы - чисто механическое явление. Только вместе они оживают и продуцируются в культуру.
Читать -  значит знакомиться с содержанием книг, усваивать то, что в книгах запечатлели авторы. Чтение – это акт усвоения мысли  другого при посредстве графических знаков.

Всякий человек, как существо разумное, должен стремиться жить, и следовательно, развивать свой ум. Книга дает лучшее из продуманной и координированной мысли лучших умов. Поэтому чтение необходимо каждому человеку, жизнь без чтения всегда будет жизнью посредственной. Еще Конфуций говорил: «Учиться не думая – напрасный труд; думать не учась – опасно». А Сенека писал: «Ищи убежища в учении, ты избегнешь всех горестей существования. Дневные заботы не заставят тебя вздыхать ночью, и ты не будешь в тягость самому себе и бесполезен другим».

Книга есть орудие гимнастики ума, как и чувства, заставляющее нас быть более проницательными и менее импульсивными, приучающее нас силою внутреннего размышления беспрестанно упражнять все наши личные способности ума и чувства (Пьер Гито Вокелен). Книга – это друг, утешитель, руководитель, это то, что помогает нам формулировать наши мысли и наши чувства, оставшиеся неясными и неопределенными; книга питает своим содержанием и дает духовную поддержку.

Каждый день нашей деятельности, все больше утверждает значение сознательного, творческого участия всех граждан в жизни государства. А это требует все большего и большего уровня культуры каждого члена общества, большей и большей творческой самостоятельности в деле самообразования и формирования своего мировоззрения. Самообразование, саморазвитие, – это не только самостоятельное изучение ценностей науки, литературы, искусства и т.д., но также приобретение необходимых знаний по методике самовоспитания, уменье связывать теорию с практикой, активно внедрять новое в повседневную жизнь.

Самостоятельное чтение является наиболее доступным средством самообразования, а книга – одним из наиболее распространенных орудий  умственного труда. До наших дней не потеряла своего глубокого значения мысль А. С. Пушкина о том, что чтение – это лучшее ученье.

Книга должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути: до школы в семье, не напрасно сегодня возрождают традицию семейного чтения, когда старшие члены семьи знакомят ребенка с детской литературой, прививают им любовь и интерес к чтению; работа с книгой в школе, в высшем учебном заведении все это подготавливает к дальнейшему самостоятельному изучению художественной, научной литературы. И все- таки далеко не каждый человек, а особенно среди молодого поколения умеют правильно читать, знакомы с элементами культуры чтения. Элементарные навыки чтения, безусловно, присущи любому грамотному человеку, но эти навыки являются только основой для очень сложного творческого процесса, который мы и подразумеваем под чтением. Некоторые видят в чтении лишь возможность развлечься. Они обычно стремятся поскорее узнать, что происходит или что произойдет по сюжету, но не вникают в то, как события описаны, какие мысли высказаны автором, не интересуются мастерством художника. Другие не умеют и не знают, как читать научную и техническую литературу, работать над ней.

Неумение серьезно работать над книгой у одних притупляет любовь к книге, у других приводит к чтению без системы, без продумывания. Следовательно, чтобы правильно использовать печатное произведение, извлекать из него максимум выгоды, пользы, недостаточно одних технических навыков чтения. Для этого необходимо обладать культурой чтения.

В разные эпохи «культура чтения» как многомерное понятие трактовалась по-разному. Рассмотрим некоторые из них. Н. Е. Добрынина в современной социокультурной ситуации предлагает понимать культуру чтения как вид деятельности, состоящих из трех слагаемых: «предфазы, связанной с мотивационной сферой обращения к печатному источнику и информации о нем; фазы на которой происходит непосредственное соприкосновение с текстом, его постижение (восприятие, понимание) и постфазы, определяемой последствиями чтения (дальнейшим осмыслением темы, развитием читательского интереса, межличностным общением по поводу прочитанного, использованием усвоенной информации в разных областях жизни)» [ 1 |].

В «Библиотечной энциклопедии» можно найти следующие определения: культура чтения – «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности» [2].

Автор книги «О культуре чтения» (1969) А. П. Примаковский стремился рекомендовать читателям наиболее простые мероприятия, приемы и методы работы с книгой, применение которых не требует особых затрат, перестроек, которые имеют актуальность и в наши дни. Так как простое и доступное в результате осуществления нередко дает ценные, положительные результаты. В своей книге он дает такую трактовку понятия культуры чтения – «это правильная организация чтения с учетом достижений техники и гигиены умственного труда, применение различных способов работы с книгой в зависимости от ее содержания, от цели чтения, времени, которым располагают. Далее он отмечает что, «культура чтения характеризуется высокой требовательностью в отношении правильного понимания текста, умелым использованием для этого необходимой справочной литературы (словарей, энциклопедий, указателей и т.д.). Большую роль в понимании прочитанного играет языковая культура – стремление читателя постоянно углублять знание родного языка, а также языков иностранных, настойчиво расширять свой запас слов, выражений, терминов, интерес к истории, происхождению и смыслу имен и названий (ономастика), к эволюции понятий, обозначений и т. д.[3].

Авторы учебника «Библиотековедение» дают такую характеристику культуры чтения. Понятие «культура чтения» включает в себя элементарные требования библиотечной этики, например: не загибать страниц в книге, не делать в ней пометок, не задерживать книгу сверх положенного срока. Однако не они являются определяющими. Культура чтения предполагает, прежде всего, серьезное отношение к чтению, когда читатель видит в книге познания мира и стремится извлечь из чтения пользу. Другими словами, когда читатель использует книгу не для легкого времяпровождения, а для самообразования, развития, для организации и совершенствования своего труда. Отличительная черта культуры чтения – целеустремленность. Читатель с высокой культурой чтения выбирает книги согласно намеченной цели чтения. Понимая огромное значение чтения, он не ограничивается одной художественной литературой, а постоянно читает популярные научные книги, чтобы расширить свой культурный кругозор, следит за специальной литературой для повышения своей производственной квалификации.

Таким образом, разносторонность – следующая отличительная черта культуры чтения. Причем целеустремленное, разностороннее чтение приводит к наилучшим результатам, если оно ведется в определенной последовательности и системе по плану.

Систематичность, плановость – чрезвычайно важные черты культуры чтения. Наиболее эффективным является знакомство с литературой по принципу - от легкого к более сложному. При этом чтение каждой последующей книги расширяет и углубляет круг сведений, полученных раньше, тем самым знания закрепляются, литература лучше усваивается [4].

Следует обратить внимание, что характерной особенностью культуры чтения является уменье разбираться в прочитанном, находить самое главное, важное и ценное. При этом существенную помощь оказывает знание логики, законов и форм правильного мышления в их практическом применении, непосредственное внимание к воспитанию своего мышления, своего ума [3]. Но при этом, для наиболее эффективного и экономного чтения читателю необходимы технические навыки работы с книгой. Под такими навыками обычно подразумевают: привычку читать про себя, не очень медленно, умение составлять план прочитанного, делать выписки и самые необходимые заметки, конспектировать (владеть приемами аннотирования и реферирования) текст, использовать справочники, энциклопедии, словари.

Технические навыки помогают читателю глубже проработать книгу, хорошо ее запомнить. Поэтому чем больше приобретено таких навыков, тем быстрее человек читает и тем лучше он воспринимает и усваивает прочитанное.
 

Повышают культуру чтения, помогают сделать его более рациональным библиотечно-библиографические знания. То есть, читатель должен полностью и грамотно использовать все возможности библиотеки. От простого, что представляет собой библиотека до библиотечно-библиографических изданий включая: каталоги, библиографические указатели, пособия, списки, внутрикнижную библиографию, а сейчас это и Интернет, и как их использовать. Все эти библиотечно-библиографические знания необходимы читателю для того, чтобы научиться самостоятельно, с наименьшей затратой времени найти лучшую, необходимую ему литературу, информацию [4].

На этапе развития информационного общества происходит расширения понятия культуры чтения в понятие «информационная культура», где культура чтения имеет основу.

«Информационная культура – составная часть общей культуры, представляющая собой совокупность знаний, навыков и правил, созданных в области информационной деятельности и позволяющих потребителю информации свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить и использовать необходимые ему данные (документы) независимо от их местонахождения» [2].

Авторы учебных пособий (Т. А. Кудрина, Н. Б. Зиновьев, В. Минкина) рассматривают информационную культуру как совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, установок, определяющих поступки, в целом деятельность человека: становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоенных бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при обучении, в семье, на работе.

Необходимо отметить, что проблемы культуры чтения и информационной культуры впервые широко были поставлены именно библиотекарями. Первым обратился к вопросам изучения читателя и книги на научной основе Н. А. Рубакин, а одними из первых работ, в которых использовалось понятие «информационная культура», стали статьи библиографов К. М. Войхановской, Б. А. Смирновой, Э. Л. Шапиро. Среди ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры и культуры чтения – М. Г. Вохрышева, Н. Г. Гендина, А. А. Гречихин. Н. Е. Добрынина, Н. В. Збаровская, Ю. П. Маркова, М. Д. Смородинская и многие другие.

Специалисты, занимающиеся проблемами информации и чтения, полагают, что уровень информационной и читательской культуры включает набор компетенций, которыми должен обладать человек [5].

Читатель-мастер должен владеть следующими компетенциями: познавательными, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими [6]. Следовательно, культура чтения – это знания, умения, навыки необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения. Их необходимо приобретать каждому, кто хочет стать квалифицированным читателем. В структуре информационной культуры личности выделяют такие элементы, как когнитивный, аксиологический, технологический [7]. Исходя из перечисленных компетенций и элементов, можно утверждать, что культура чтения и информационная культура соотносятся как общее и особенное [5].

Формирование информационной культуры личности и культуры чтения сегодня составляют одно из важных направлений практической деятельности библиотек и образовательных учреждений. Во многих вузах успешно преподаются учебная дисциплина: «Основы информационной культуры». В стенах нашего университета вот уже несколько лет ведутся факультативные занятия по этой дисциплине. Сотрудники библиотеки, желая выявить уровень читательской культуры студентов, провели исследования, во внимание были взяты студенты 1 курсов. Исследование проводилось в форме анкетирования. В ходе исследования на вопрос: «Престижно ли, на Ваш взгляд, в современном обществе такое занятие, как чтение?». 96% респондентов ответили положительно. Каковы же мотивы чтения? Студенты читают для расширения кругозора – 78%: для учебы – 43%. Первостепенное значение опрошенные, все таки придают просмотру фильмов – 56% и другим занятиям – 26%, нежели чтению книг – 18%. На вопрос обладают ли они навыками техники быстрого чтения (скорочтения) положительно ответили большинство – 55%, а на вопрос используют ли при чтении формы и приемы рационального чтения большинство ответили  отрицательно – 48%.

На вопрос посещения и обращения студентов в библиотеку, умение пользоваться справочно-поисковым аппаратом и находить нужную информацию, а также составить библиографическое описание документа большинство респондентов дают положительный ответ.

Читают ли наши студенты, периодические издания? Выяснилось, что большинство читают: газеты – 73%, журналы – 35%, не читают вообще - 20%. Среди газет республиканские издания: «Казахстанская правда», «Экспресс К», «Караван», местные издания: «Городская неделя», «Звезда Прииртышья», «Сарыарқа самалы», «Павлодарская неделя». Журналы, в основном общественно-популярного жанра для молодежи: «GooL», «Лиза», «Отдохни», «OOPS», «Glamour», «Молоток» о спорте и т.д.

В подготовке к занятиям, студенты предпочитают в основном пользоваться традиционными учебниками – 79 %, однако многие указали, что используют и электронные учебники, в зависимости от степени усвоения материала.

Свое свободное время, студенты посвящают просмотру телепередач – 21%, чтению книг – 25%, игре на компьютере – 16% и другим видам занятия – 53 %. Чтению художественных книг уделяют примерно от 2-до 3 часов в неделю. Предпочитаемый жанр произведений – детективы, приключения, фэнтези. Однако не мало респондентов читают и классические произведения, исторические романы, лирику. Среди любимых произведений отметили Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Ауэзов «Путь Абая», И. Есенберлин «Кочевники», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Джоан Роллинг «Гарри Поттер», произведения Пауло Коэльо.

Наиболее известными современными писателями и поэтами для респондентов оказались в отечественной литературе О. Сулейменов, М. Шаханов, А. Кекильбаев, российских писателей  - Д. Донцова, Б. Акунин. Т. Устинова, Толстая, Крутов, М. Жванецкий, зарубежных стран – Джоан Роллинг, П. Коэльо, Х. Мураками, Ч. Айтматов.

Имеют ли дома собственную библиотеку положительно ответили – 78%, нет – 16%.

В рамках проекта «Одна страна, одна книга», (когда вся страна читает одно и то же литературное произведение в одно и то же время) студенты во время опроса предложили следующие книги: «Кочевники» И. Есенберлина, «Путь Абая» М. Ауэзова, «День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаева, «Аз и Я» О. Сулейменова, «Мое время» Д. Кунаева, книги Н. Назарбаева.

Итоги исследования, показывают, что пессимистические прогнозы о том, что молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются, Молодежь сейчас – читает. В круг интересов, попадают разные жанры и авторы. Не пострадало чтение и от разных технологий, пока чтению составляют конкуренцию только телевидение. Однако надо отметить, что есть некоторый процент молодых людей, которые вообще не читают. Очень малый процент среди опрошенных и тех, которые бы владели формами и приемами работы с книгой, техникой быстрого чтения, приемами свертывания информации, не полного использования возможностей библиографических материалов, не понимания роли библиографии, не развита поисковая деятельность, не умение правильно извлечь и отличить нужную информацию и многое другое.

Задачей библиотек опять встает вопрос об оказании помощи своим читателям в работе над книгой, с информацией, воспитание культуры чтения. И не надо ограничиваться рамками вузовской дисциплины «Основы информационной культуры», библиотека каждым днем своей работы должна воспитывать через разные формы и методы работы с читателями культуру чтения, информационную культуру подрастающего поколения.

Таким образом, культура чтения – это стратегия деятельности в информационном текстовом пространстве, включающая умения находить нужную информацию, адекватно ее воспринимать и оценивать, творчески использовать для своего развития.



Литература

1.    Добрынина, Н. Е. По ступеням культуры чтения/ Н. Е. Добрынина// Библиотековедение. - 2000. - №3. - С.53-57
2.    Библиотечная энциклопедия/ Рос. Гос. б-ка.-Изд-во РГБ «Пашков дом», 2007.-1300 с.: ил.
3.    Примаковский, А. П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда/ А. П. Примаковский. - М.: Книга, 1969. - 158 с.
4.    Библиотековедение: учеб. пособие/ под ред. В. В. Серова, Е. В. Сеглина.-М.: Книга, 1972. - 384 с.-Т. 2.
5.    Пантюхова, Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций/ Т. В. Пантюхова// Библиотековедение. – 2008. - №3. – С. 61-64.
6.    Смородинская, М. Д. О культуре чтения/ М. Д. Сородинская, Ю. П. Маркова. - М.: Книга, 1984.
7.    Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005, - №1. - С. 7-8.