Создание национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам – стратегическая идея, которая лежит в основе государственной политики Республики Казахстан. В Послании Президента К. Токаева народу Казахстана неоднократно акцентировалось внимание на повышении уровня образованности и конкурентоспособности нации. Вопросы развития системы казахстанского образования неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики.
Глава государства подчеркнул, что статус педагога является обязательным инструментом социальной политики и призвал работать над повышением его статуса. В Проекте Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» красной линией проходит идея о том, что Педагог является носителем традиций образования, гарантом её обновления. Он владеет педагогическим мастерством, сформированным по меркам классической педагогики, предполагающим опору на научные знания, способностью к самостоятельным поискам и ответственность за принимаемые решения. Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественной подготовки личности будущего педагога дошкольных групп, начальной и средней общеобразовательной школы, вуза.
Социально-экономические преобразования, происходящие в государстве, требуют от педагога высокого профессионализма, который неразрывно связан с созданием каждому ребенку условий для самореализации и самоутверждения как личности. В этом процессе огромная роль, несомненно, принадлежит педагогу, который непосредственно реализует данные задачи на практике. На сегодняшний день обозначены следующие направления работы: поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества, повышения уровня научных исследований и их применения на практике, вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию.
В Послании Главы государства отмечено о необходимости расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности». Педагог должен осуществлять работу с детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями, одаренные дети, дети сироты, дети, зависимые от алкоголизма, наркомании и т.д.)
Педагогическое сообщество, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, понимании важности реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества высшего образования. Преподавательским корпусом ПГУ имени С. Торайгырова взят курс на реализацию вышеобозначенных ключевых документов.
АУБАКИРОВА Рахила Жуматаевна
Доктор педагогических наук Российской Федерации,
профессор кафедры Психологии и педагогики