Степная цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Кочевничество Великой степи становится основным направлением хозяйственно-культурного развития евразийских племен с середины I тыс. до н.э. Выделение этой цивилизации вполне можно назвать степной революцией, которая имела не меньшее значение для человечества, чем городская или земледельческая. Елбасы Н. Назарбаев подчеркивает: «Многое из того, без чего просто не мыслима жизнь современного общества – было в свое время изобретено в наших краях».
Перемещаясь с большой скоростью по степям и равнинам континента, кочевники быстро распространяли по его просторам отдельные изобретения, а также контролировали и обслуживали трансконтинентальные торговые пути, проходившие степями от Причерноморья за Урал и от Китая за Алтай.
Все крупные регионы (Европа, исламский Восток, Индия, Китай и Золотая Орда) во многом благодаря кочевникам оказались интегрированными в единое культурное и торговле пространство. Кочевники активно участвовали в создании общих евразийских культурных ценностей, социальных институтов, активном освоении новых земель, влияли на темпы и направление развития многих народов и государств, участвовали в возникновении международных коммуникаций и ретрансляции созданной в культурных центрах информации. Одним из важнейших результатов сближения кочевых и оседлых обществ станет подпитка ислама одной из древнейших азиатских культур – тюркской и колыбелью тюркского мира. Н.Назарбаев в своей статье подчеркивает, что освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи.
Предшественники тюрков – гунны, совершая «великое переселение народов», достигают Дуная, а дальше в Рим, способствуя падению великой Римской империи и формированию принципиально нового геополитического пространства.
С этого времени происходит изменение политической карты Великой Степи и сопредельных территорий, формирование новых этнокультурных сообществ Евразийского континента.
Одним из высших достижений эпохи тюрков стало создание и широкое распространение в Центральной, Южной и Средний Азии, Восточной Европе древнетюркской письменности и культуры.
Тюркская культура и традиции оказали влияние на формирование политико-государственного мировоззрения Чингиз-хана. Благодаря этому он смог объединить вокруг себя тюркские племена, проживавшие на огромной территории, простиравшейся от Корейского полуострова до берегов Черного и Средиземного морей, от Поволжья и Урала до Тибетского и Иранского высокогорий.
Не менее важную роль сыграл Тамерлан и его наследники. Неслучайно тимуридов в Индии стали называть Великими Моголами, их империя включала почти всю Южную Азию.
Таким образом, XIII– XIV века стали особым периодом в евразийской истории и именно кочевники сыграли ключевую роль в создании новой геополитической конструкции Азии и Европы.
Передвижения и расселение кочевников являются частью огромного евразийского, фактически «второго великого переселения народов». Для этой эпохи складывания нового миропорядка характерны традиционные методы решения назревших проблем (внешняя экспансия, переселения). Необходимо было снятие прежней «феодальной» структуры общества, которая уже изживала себя сама. Об этом свидетельствует активный рост на Евразийском пространстве городов, становящихся не только политическими или военными центрами, но и центрами ремесла, торговли, науки и культуры. В итоге складывается новая, дошедшая до нас, этническая карта Евразии.
На просторах Великой степи создается поле повышенной коммуникабельности, приведшее к высокой степени преемственности хозяйственных, социальных, культурных и политических институтов, возникавших в разное время и сохранявшихся в течение длительных исторических периодов. Сложившееся в степной цивилизации историко-культурное наследие стало бесценным достоянием и неувядаемой сокровищницей истории народов Евразии. Актуализация и задачи изучения этого огромного исторического пласта мировой цивилизации в статье Главы государства «Семь граней Великой степи» создадут основу и идейно-научный посыл к дальнейшим историческим исследованиям, тем самым углубляя процесс модернизации общественного сознания.
Торайгыров Ержан Муратович, директор института «Рухани жаңғыру»
Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова